О научных достижениях студентов СурГУ
Студенты пятого курса направления «Пожарная безопасность» Института
естественных и технических наук СурГУ Дарья Яременко, Алена Вшивцева и
Александр Таукчи стали победителями XXV Международного научно-
исследовательского конкурса «Студент года 2023», который прошел в Пензе.
Организатором конкурса выступил международный центр научного
сотрудничества «Наука и просвещение», цель которого – содействие
интеграции российской науки в мировое информационное научное
пространство, распространение научных знаний, поддержка высоких
стандартов публикаций.
Проекты победителей ранее были представлены на ежегодном XVII
Студенческом конкурсе социальных и научных проектов клуба
«Продвижение» СурГУ «Культура безопасности», где заняли призовые
места. Но на этом студенты не остановились, они продолжили свою научную
работу, проведя дополнительные исследования. К примеру, Александр
Таукчи и Алена Вшивцева под руководством кандидата технических наук,
доцента кафедры безопасности жизнедеятельности Мартыновой Дины Юрьевны
представили на международном конкурсе в секции «Технические науки»
документ «План эвакуации при пожаре» в многофункциональных
общественных зданиях. За основу взяли реальное деревянное двухэтажное
строение 1988 года постройки в поселке городского типа Белый Яр, внутри
которого расположены четыре действующих организации.
Отметим, при размещении офисов организаций в зданиях старых построек,
где строительные конструкции в виде досок, бруса, листов гипсокартона без
огнезащитных пропиток, имеют степень огнестойкости IV–V. При этом такие
помещения обычно не отведены в отдельные пожарные отсеки и секции.
Следовательно, в случае возгорания подобные строительные материалы не
смогут обеспечить необходимую локализацию как самого пожара, так и его
опасных факторов. Пожар охватит сразу несколько помещений, причинив
как материальный ущерб, так и физический вред здоровью работников и
посетителей.
– Нередко руководители организаций малого и среднего
предпринимательства пренебрегают разработкой плана эвакуации при
пожаре в соответствии с пунктом 5 Правил противопожарного режима РФ.
Изучая этот вопрос, мы нашли в многофункциональных зданиях помещения
разных классов функциональной опасности. В том числе учитывая год
постройки, пожароопасность строительных материалов, многократные
перепланировки и низкую степень огнестойкости здания в целом,
дополнительно могут осложнить эвакуацию людей в случае возникновения
пожара. Однако в подобных ситуациях рассмотрение аспектов пожарной
безопасности помещений и всего многофункционального здания лишь с
точки зрения норм и правил пожарной безопасности является
недостаточным. Здесь необходимо опираться на практико-методические, а
также конструктивно-технические основы в планировании пожарной
безопасности объекта. Поэтому в каждой из организаций необходимо
разработать планы эвакуации отдельным, составным документом, который
должен включать: графическую часть, инструкцию к плану эвакуации,
список лиц, ознакомленных с планом эвакуации, журнал практических
отработок. Этот документ должен использоваться для проведения
инструктажей и практических тренировок персонала при эвакуации, –
рассказал пятикурсник Александр Таукчи.
Еще одна победительница конкурса в номинации «Педагогические науки»
Дарья Яременко представила на суд экспертов квест-игру как способ
обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения. Речь
идет об одном из интерактивных методов воспитания безопасного поведения,
позволяющий восполнить пробелы в знаниях относительно правил пожарной
безопасности, играющих серьезную роль в обеспечении жизни и здоровья
детей дошкольного возраста.
Ежегодно более 60 детей становятся жертвами пожаров. Результаты изучения
их знаний в области безопасности показывает, что они не владеют
элементарными правилами безопасного поведения. Поэтому обучение
необходимым навыкам нужно проводить с раннего возраста в комплексе с
родителями, ведь именно они служат примером для подражания. Однако
зачастую обучающие мероприятия – экскурсии, выставки рисунков,
коллажей, мастер-классы, детско-родительские проекты, которые проводят в
дошкольных образовательных организациях, – не всегда являются
эффективными.
– Работая в детском саду (с 2019 года по сентябрь 2022 года) я заметила,
что мероприятия, которые там проводят, не интересны малышам. Решить
проблему хотелось нетрадиционным способом, поэтому остановилась на
формате квест-игры. Она идеально вписывается в концепцию, которую
предусматривает федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольных образовательных учреждений. Такой жанр подразумевает
проявление смекалки и сообразительности для решения поставленной задачи,
активизировав познавательные и мыслительные процессы участников. Более
того, дети с большим интересом воспринимают новую информацию,
закрепляют уже имеющиеся знания, вырабатывая тем самым полезные
привычки. Самой интересной станцией в ходе квеста для маленьких
участников стала игра «Одень пожарного», где детям необходимо было не
только определить по костюму пожарного среди других профессий, но и
правильно подобрать для него соответствующее снаряжение. Воспитанники
увлеченно проходили каждый этап, не теряя интерес к самому мероприятию,
родители были замотивированы в совместной работе с детьми, а сотрудники
образовательного учреждения проявили большую заинтересованность в
систематическом обучении детей и расширении их знаний о пожарной
безопасности, – отметила студентка СурГУ, добавив, что важно не только
оградить ребенка от опасности, но и подготовить его к возможным
трудностям, в том числе, при возникновении ЧС. Научив ребенка вызывать
экстренные службы, можно спасти не одну человеческую жизнь!
– Научными работами со студентами я занимаюсь уже много лет в рамках
клуба «Продвижение». Традиционно – это исследования в области проблем
обеспечения пожарной безопасности и защиты населения от угроз
чрезвычайного характера. Студенты старших курсов специальности
«Пожарная безопасность» работают с большим энтузиазмом, понимая, что
именно эти проблемы им придется решать уже через несколько лет на
профессиональном поприще. Проведенные исследования часто ложатся в
основу и дипломных работ. В этот раз проекты, которые были отмечены на
международном конкурсе, уже сейчас используются при написании
дипломов наших победителей. Я желаю своим студентам новых открытий и
научных достижений, – с гордостью отметила научный руководитель Дина
Мартынова.
Напомним, всего на конкурс было представлено 44 научных доклада в 22
секциях. В результате труды начинающих ученых из Сургута, Твери, Томска,
Москвы, Воронежа, Набережных Челнов, Рязани, Нальчика, города Гродно
(Беларусь) и других субъектов вошли в сборник статей. Он предназначен для
научных работников, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов с
целью использования в научной работе и учебной деятельности. Сборник
размещен в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.